Шаг 1

ШАГ ПЕРВЫЙ
Мы признали своё бессилие перед курением
признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Первый Шаг не был интеллектуальным упражнением. Чувство, которое мы испытывали всем своим существом, проняло нас до мозга костей. Прийти к пониманию того, что мы подсели на этот наркотик, было мучительно. Сначала нам хотелось отмахнуться от идеи контроля над употреблением никотина. Мы реалистично взглянули на то, какой властью обладал над нами никотин, и мы увидели, что его контроль был абсолютным.
Для нас не было ничего ужаснее, чем признание своего бессилия перед никотином. Мы курили и любили это занятие по многим причинам — чтобы выглядеть более опытными, хорошо себя чувствовать, справляться со стрессом, сосредоточиться, успокоиться и т.д. В конце концов никотин перестал удовлетворять нас по разным причинам: страхи за своё здоровье, чувство ненависти к самому себе, чувство вины, давление со стороны друзей. Жизнь курильщика стала невыносимой. Мы начали думать о том, чтобы бросить.
В отчаянии мы пытались изменить наше употребление никотина тем или иным способом — не употреблять его на работе или в спальне или в присутствии детей, находиться во время курения в определённом месте или только на свежем воздухе. Мы меняли марки, использовали мундштуки для снижения смол в сигаретах, курили только «натуральные сигареты», курили только в определённое время суток, с определёнными людьми, по особым случаям. Затем мы стали консультироваться с экспертами. Мы искали помощи у врачей, гипнотизёров, психиатров, иглотерапевтов, в книгах по самопомощи и в бесчисленном количестве программ по прекращению курения. Иногда нам удавалось бросить, но ненадолго. Ничто не работало.
Глубоко разочарованные, мы обратились к Анонимным Курильщикам как к ещё одному возможному решению. К великому удивлению, мы встретили людей, которые перестали употреблять никотин, потому что они признали то, что не в силах остановиться. Они признали своё полное отсутствие контроля^ над никотином и предложили нам поддержку, пригласив нас присоединиться к ним и сделать то же самое. Это была поддержка от группы, и неслучайно в программе предлагается использование местоимения «мы», поскольку процесс выздоровленияот никотиновой зависимости не являлся и не является путешествием, в которое человек отправляется в одиночку.
Мы осознали, что на самом деле являлись наркоманами, и что мы употребляли никотин по той же причине, по которой алкоголики пьют — потому что мы не могли остановиться. Предоставленные себе, мы бы продолжали курить, разрушать наши тела, подавлять наши чувства и отталкивать наши семьи, наших любимых и друзей.
Мы присоединились к Анонимным Курильщикам, и это также означало наше признание того, что в одиночку мы не могли решить нашу проблему с никотином. Для нас, уставших от бесчисленных попыток контролировать нашу «привычку», было облегчением сдаться и искать помощи. Мы научились извлекать пользу, капитулируя и признавая своё бессилие. Мы признали полное отсутствие контроля над никотином.
Мы увидели, что употребление никотина было больше, чем дурная привычка, это было скорее симптомом того, что наши жизни были неуправляемы и неподвластны нам. Разрушительные аспекты нашей зависимости выходили далеко за пределы очевидного ущерба, который мы наносили своему здоровью. Чем яснее мы видели ту роль, которую никотин играл в нашей жизни, тем больше мы осознавали, насколько сильно мы от него зависимы. Никотин диктовал, когда нам делать перерывы, где нам обедать и ужинать, с кем дружить, кого любить, с кем иметь дело, как нам проводить своё свободное время. Мы не могли предпринять ничего, предварительно не проверив наши запасы. Однако мы шли на что угодно, чтобы скрыть нашу зависимость от других людей, от себя самих. Мы пользовались полосканием для рта, освежителями воздуха, поглотителями дыма, и это далеко не полный список. Многие из нас даже начали скрывать, что употребляют, избегая компании друзей и любимых или пряча сигарету в туалетную кабинку на работе. Спрятаться было невозможно, и сама попытка была обманом. Наши жизни были обманом. Они были вне контроля, неуправляемы.
Когда мы усвоили принципы Первого Шага, что мы бессильны перед никотином и что наши жизни стали неуправляемы, мы были готовы ко Второму Шагу.

ШАГ ВТОРОЙ
Пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть намздравомыслие.

В Первом Шаге мы признали наше бессилие. Для некоторых из нас это было уничтожающее признание. Мы оглядывались на годы нашей никотиновой зависимости и на все наши попытки бросить курить, каждая из которых проваливалась. Мы поняли, что не можем остановиться. Нам не помогали ни угрызения совести, ни сила воли, ни анализ ситуации. Мы чувствовали себя неудачниками. Мы спрашивали: «Почему мы не можем бросить, когда другие могут?»
И теперь, на Втором Шаге, мы стали находить ответы на свои вопросы. Признав своё бессилие, мы открылись для поиска источника силы более могущественной, чем наша собственная, более мощной, чем наша зависимость. Вследствие отчаяния и неизвестно откуда пришло осознание выхода. Мы поняли, что надежда есть.
Те из нас, у кого было положительное отношение к вере, смотрели на Бога, как мы понимали Его, как на выход, как на источник надежды. Для тех из нас, кто скептически относился к религии, поверить в Высшую Силу было непросто. Оказалось, что принятая нами концепция Силы, более могущественной, чем мы, не убеждает нас. Мы сопротивлялись попыткам внушить нам общепринятые представления о Боге. Мы не могли заставить себя безоговорочно верить.
Мы узнали о том, что нам не обязательно даже иметь определение Бога. Мы могли просто вести себя, как будто верим, даже если это не так. Процесс «прийти к убеждению» не имел ничего общего с логикой, доказательствами, достоверностью или вычислениями. Здесь речь шла о наших личных убеждениях, о непредвзятости, гибкости и стремлении позволить чему-то хорошему произойти с нами.
Нам открылся смысл слов «вернуть нам здравомыслие». Мы всегда думали о себе как о достаточно здравых людях. Но как можно было так думать, если 20,40,60 или больше раз в день мы закуривали, зная, что это нас убивает? Сначала понятие «безумие» пугало нас, особенно применительно к нам самим. На собраниях звучали истории других людей. Слушая их об опасных ночных поисках сигарет, вытаскивании, бычков из водосточных канав, мусорных корзин и общественных пепельниц, о курении через трахеотомические трубки и вспоминали собственное подобное поведение. Мы видели своё безумие — ожидание другого результата при повторении снова и снова одних и тех же действий.
Признание нашего безумия в отношении никотина привело
бы нас в отчаяние, если бы только мы решили опираться на свою
силу воли. Выход нельзя было найти в одиночку . Кто-то или что-то какая-то Сила должна была помочь.
Люди, которые достигли успеха, предлагали нам отставить
наше рациональное мышление и довериться этой Силе. Когда мы
начали слышать, что нам говорили, появилось чувство надежды.
Оказывается, мы были не одни. Эта Сила и наша связь с ней и с
другими людьми была дорогой в свободную от никотина жизнь.

ШАГ ТРЕТИЙ
Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы понимали Его.

В Первом и Втором Шагах мы приняли наше бессилие, неуправляемость нашей жизни, необходимость верить в Силу, более могущественную, чем наша собственная, и реальность наших безумных действий.
Наша зависимость продолжала цепляться за жизнь. Нами всё ещё овладевало внезапное желание покурить, и мы в такие моменты испытывали множество неприятных чувств: гнев, ярость, стыд, тоску, ненависть к самим себе и отчаяние. Ведь мы потеряли лучшего друга, остались одни, осознав, что остаток жизни проведём без нашего наркотика.
Теперь наступило время, когда нам предлагалось принять
решение о том, что мы больше не управляем своей жизнью и чтс
нам необходима помощь. Это решение противоречило всем\
нашему предыдущему опыту. Сколько раз мы слышали о том. чтс мы должны проявить силу воли, чтобы избавиться от вредно? привычки курения? С детства нас учили полагаться только нг себя. Нам внушали, что за нас никто ничего не сделает. Мь усвоили, что все должны сделать сами, если хотим, чтобы былс сделано правильно.
К сожалению, стало ясно, что имея зависимость от никотина мы зря полагались на самих себя. Это не удержало нас о-курения. Нам было чрезвычайно трудно попросить о помощи, н-желая выглядеть зависимыми и слабыми. Мы не хотели, чтобь насучили, как нам жить.
Нам постепенно стало открываться на группах и из литерату ры, что то, что мы гордо рассматривали как опору на свои силь на самом деле было высокомерием, бунтарством, пренебрежем ем и отрицанием. Стало понятно, что такое поведение являете нездоровым, а просьба о помощи это проявление силы, а н слабости. Мы поняли, что быть смиренными значит позволит
«чШу^Т^ нам. Нам необходимо был
это понимание, чтобы решиться попросить о помощи, в которо
мы крайне нуждались.
Мы капитулировали. Благодаря этому пришло стремлс
ние1 попробовать что-нибудь, в том числе позволить чему-т
79
%
доброму примечательному помочь мам. Как сказал Билл Уилсон, который первым написал об гг их двенадцати шагах, «маша бела шключалась и неправильном употреблении силы ноли. Мы старались атаковать наши проблемы с её помощью, нмссютот, чтобы попытаться привести её к согласию с Божьей нолей и отношении себя».
Пам тпхтслось Установить связь с Высшей Силой, той, что поможет нам измениться и изменить нашу жизнь. Мы увидели, что устанавливая пу снять, мы смогли принять решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы понимали Rio. Мы нашли поддержку. Мы открыли новый смысл физичес-Kni и, >моци()нально| о и духовного благополучия.
Мы обнаружили, что стараясь быть ближе к нашей Высшей Силе, мы осуществили Третий Шаг. Мы стали все меньше нигересоваться собой, нашими маленькими планами и замыслами. Все больше мы стали интересоваться тем, чтобы увидеть, что мы можем привнести в эту жизнь, оставляя заботу о себе нанки Выписи Ги к* 11о мерс наполнения нас новой Силой мы сталинаслаждаться душевным покоем, обнаружили, что можем успешно действовать в жизни, почувствовали свою Высшую ‘»Силу и -перестали» испытывать страх перед вчерашнимГ ссголнДШним и завтрашним днём. Мы искали свободы от своеволия и эгоизма и мудрости, чтобы узнать волю своей Высшей Силы относительно нас. Мы делали это разными способами, включая следующее:
80
Молитва Третьего Шага
Освободи меня от собственных окон II помоги открыть себя Оля духа Направь меня творить добро в >том мире И яви доброту.
Помоги мне обходить и преодолевать сег(х)ня гнев и обиду, Зависть и ревность и другие С ‘кверны е помыслы.
Помоги поддержать тех, кто страдает
Дай мне готовность и мужество смотреть жизни в лицо, А не бежать от неё, не отделять себя От любой боли, ибо так я отделяю себя И от любви.
Освободи меня от иллюзий и страха. Вдохнови и направь Мои мысли сегодня; уведи их прочь от жалости к себе. Нечестности и своекорыстных побуждений.
Покажи мне путь терпения, терпимости,
Доброты и любви.
Я молюсь обо всех, к кому я не был добр,
И прошу для них
Такого же покоя, какой ищу сам.
Доверившись своей Высшей Силе, мы обнаружили, что о нас заботятся удивительно и непосредственно. Это укрепило наши уверенность и веру. Наша победа над собственными проблемами вдохновила нас идти дальше, и мы смогли служить примером для других.
81
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ Глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки {рения.
Четвертый Шаг был глубоким и бесстрашным взглядом на себя со стороны с описанием увиденного. Целью упражнения было узнать себя и разобран,ся в хаосе своей жизни. Проводя инвентаризацию, мы получили ясную картину беспорядка и неуправляемоеги, которые держали нас и плену нашей зависимости.
Наш список также включал хорошие качества, наши ресурсы, которые почти невозможно было увидеть в то время, когда мы только перестали употреблять никотин. Слово «инвентаризация» происходит от латинского слова, которое означает находить или открывать. Среди определений слова «нравственный» есть
следующее: «различать правильное и неправильное поведение»^
Мы не забывали эти определения, когда делали Четвёртый
Шаг, они нам очень помогали. Изучая себя, мы старались определить, какое поведение и проявление чувств были полезны для нас, а какие вредили.
Четвёртый Шаг предполагает «бесстрашную»моральную
инвентаризацию. Разумеется, на пороге этого шага большинству из нас было страшно, потому что мы привыкли относиться к себе отрицательно. Пам было очень страшно сделать то, к чему призывал Четвёртый Шаг — честно оценить себя. Нам не хотелось признавать себя плохими людьми, неудачниками, ничтожествами, обманщиками, кем мы себя считали.
Пора было покончить с этими саморазрушительными
представлениями. Оглядываясь назад, на Первый, Второй и Третий Шаги, мы поняли, что у нас есть позитивная энергия и руководство Высшей Силы, помогающие нам в трудном деле. Мы вспомнили, что мы больше не одни. Люди в Анонимных Курильщиках делились своим опытом по Четвёртому Шагу, и мы узнавали, как они обнаруживали, что они не такие уж жалкие, как им казалось. Опыт других и помощь нашей Высшей Силы дали нам мужество честно провести инвентаризацию самих себя. Мы отважились сдаться Высшей Силе и позволить ей провести нас по Четвёртому Шагу.
82
В Четвёртом Шаге говорится, что нравственная инвентариза-ция должна быть глубокой, то есть тщательной. Не существует волшебного измерительного прибора, который показывал бы нам, как глубоко и как долго нам нужно смотреть на себя. Но пересмотр должен быть на пределе наших возможностей.
Не бывает хорошей и плохой инвентаризации; инвентаризация могла быть только самой лучшей. Наилучшая возможная инвентаризация, которую мы могли сделать, это та, которая делалась с абсолютной честностью, смирением, беспристрастностью, самоотверженностью и желанием. Ее нужно было сделать честно и добросовестно. Эта задача была очень важной.
Для многих из нас выполнение Четвёртого Шага проходило небезболезненно. Но мы не забывали, что инвентаризация направлена на другое. Она, скорее, была инструментом, позволявшим увидеть, как мы проживаем свою жизнь. Нам нужно было выявить, что помогало и что мешало нам в жизни, чтобы научиться видеть и избавляться от бесполезных шаблонов, усвоенных нами.
Мы хотели узнать, что воздействовало на нас в прошлом,
чтобы найти выход из этой ловушки, освободиться от себя прошлых и от никотина. Мы освобождались от прошлого для того, чтобы жить сегодня, день за днём.
Абсолютно «правильного» способа провести проверку не было, так же, как в случае с инвентаризацией. Было ясно, что важно и необходимо сделать это письменно. Изложение нашей инвентаризации на бумаге делало её более реальной, давало возможность убедиться, что мы делаем это настолько глубоко и бесстрашно, насколько можем. Всё, что выскакивало наружу, ложилось на бумагу. Мы старались делать это максимально тщательно. В список попадало все, что вспоминалось.
Начало было положено ответами на вопросы, предложенные
в вопроснике Анонимных Курильщиков, Части II этих материалов. Вопросник ясно показывает, что мы пытались получить от никотина. Из ответов вырисовались типичные модели поведения. Возникали идеи. Затем эти модели и идеи исследовались. Одним из методов было вспомнить о том, что в прошлом вызывало у нас положительные эмоции и что отрицательные, и как мы чувствуем себя, когда пишем об этом. Мы написали об этом и задали себе следующие вопросы:
♦Почему я так себя чувствую/
• На кого ещй это воздействовал о?
♦Является ли это частью модели поведения?
•Являюсь ли я ответственным за то, что произошло гюгом? ♦Продолжаю ли я повторять это? Каким образом?
Мы написали обо всем, что вызывало отрицательные эмоции. Мы проанализировали, откуда они пришли, как на нас повлияли, почему мы за них держались и как это влияло на людей вокруг нас. Мы просили помощи у Высшей Силы распознать их.
Мы написали и о том, что нам нравилось, начиная с того, что уже было преодолено. Мы были чистые, мы больше не употребляли никотин, продолжали думать о хорошем, отдали себя под руководство Высшей Силы, изучая себя как можно глубже.
Некоторые из нас воспользовались третьим способом инвентаризации: написали список людей, учреждений, принципов или событий, которые, как мы чувствовали, играли важную роль в нашей жизни. Затем мы изучили, как они влияли и воздействовали на нас.
В процессе изучения мы рассматривали людей и события, которые вели к нашим прошлым страхам, обидам, ненависти к себе или к тому, что мы продолжали зависать в ситуациях, приносящих нам вред. Мы старались найти ответ, кто или что заставило нас чувствовать и думать негативно. Многое шло из прошлого. Нам было важно вернуться как можно дальше во времени, даже если подробности были размыты. Мы часто испытывали удивление. Кое-что казалось мелким и незначительным, но если это вообще выходило наружу, значит, было важным, и мы это писали. Что бы это ни было, главным для нас было освобождение от нашего прошлого путём изложения этого на бумаге.
Для тех из нас, кто не находил в написании таких списков особого смысла, проще был четвёртый способ. Мы написали предельно честную личную историю, которая позволила нам увидеть, что привело нас к нашей зависимости. Осознав это, мы увидели, где, почему и как мы получили ущерб и каким образом
это стало влиять на наше поведение.
Когда мы писали, было непонятно, что нам это даст. Но не написав полностью историю нашей жизни, мы не имели возможности вернуться к началу и увидеть отдельные
84
глупость, с помощью крупного плана вдруг становилось значительной частью большой и понятной схемы.
Многие, кто делал Четвертый шаг раньше в другой Двенадцатишаговой программе, сочли необходимым переосмыслить свою инвентаризацию, чтобы акцентировать внимание на особенном воздействии никотиновой зависимости на нашу жизнь. Например, мы обнаружили, что никотин заблокировал наши чувства, наше общение с другими людьми и с миром вокруг нас. Видимо, мы калечили себя подсказанным никотином способом, когда прятались за дымовой завесой или дымили на других людей. Когда мы пересматривали наши предыдущие инвентаризации, наше выздоровление от других веществ, так же как от никотина, получило дополнительное развитие.
Четвёртый Шаг позволил нам посмотреть на себя трезво и без лишнего осуждения. Полученная картина помогла нам не бояться, что мы сочтем себя отвратительными. Четвёртый Шаг позволил нам почувствовать, что мы обычные люди, а также взаимосвязь с другими людьми.
85