Посвящается хорошей работе по проведению семинаров «Большая Книга оживает»
Джо МакК. Тулса, Оклахома
Джо МакГ. Литл – Рок, Арканзас
Чарли П. Мэйсвил, Арканзас
Полезная Молитва
Боже, помоги мне сегодня обрести равновесиеМежду моими недостатками характераИ Принципами нашей ПрограммыТак, чтобы быть полезнымДля себя, других, и Тебя,БОГ, как я Тебя понимаю.
Шаг Шестой
Были полностью готовы к тому, чтобы Бог устранил все эти дефекты характера.
Шаг седьмой
Смиренно просили Его устранить наши недостатки.
Предисловие
Прошло больше двенадцати лет с момента первого издания книги «Отпустить Камень». В течение этого времени, я представлял книгу на семинарах, ретритах и спикерских длившихся от одного до двенадцати часов. Положительных откликов на книгу «Отпустить Камень» больше, чем я мог когда-либо ожидать. Особенно мне приятно было слышать, что многие спонсоры дают копии книги для спонсируемых после прослушивания ими Пятого Шага.
Многие члены Двенадцати Шаговых сообществ проводят группы по книге «Отпустить Камень» у себя дома. Они встречаются по вечерам раз в неделю. Обычно, происходит восемь встреч за восемь недель. Как и я на моих углубленных семинарах, ведущий в группе распределяет истории в книге между членами группы. Когда мы достигаем места в книге, где написана эта история, член группы читает ее и комментирует то, как он или она идентифицирует себя с историей персонажа.
Новый материал во втором издании был добавлен в результате комментариев, полученных от тех, кто читал первое издание, и опыта, полученного мною на протяжении всего периода моего путешествия в выздоровлении, которое сейчас продолжается двадцать шестой год. Когда я только присоединился к АА, я думал, что программа действий описанных в Большой Книге, рассказывает о тысяче вещах. Затем я медленно начал понимать, что в ней тысячу раз говорится о нескольких простых вещах.
В начале 1980-х годов я работал в архивах штаб-квартиры АА в Нью-Йорке, и одним из наиболее часто задаваемых вопросов был: “В чем разница между дефектами характера и недостатками?”. Ответ заключается в том, что нет никакой разницы. Билл У. и другие авторы Большой Книги не хотели использовать одно и то же слово в обоих Шагах. Такой же подход используется и в этой книге, «дефекты характера» используется взаимозаменяемо с “недостатками”.
Нелл Вин, на протяжении долгого времени секретарь Билла У. и первый архивариус АА, и я нашли оригинал истории Мэри “Отпусти камень” (этой историей начинается введение в этой книге) в старом бюллетени, который рассылался интергруппам. Так совпало, что эту книгу иногда путают с известным выступлением Сэнди Б. на конференции AA 1976
года, выступление называлось “Отпусти Камень”. Хотя в выступлении Сэнди образ отпускания камня, описывался только три минуты в пятидесятиминутной речи, это сравнение стало легендарным. Спасибо, Сэнди, за разрешение включить твою притчу “Отпусти камень” в это издание.
Спасибо всем тем, кто внес вклад в появление этого второго издания, так как мы помним, что “мы всегда будем студентами в этой программе, мы по-прежнему обучаемы и открыты для новых возможностей, мы открываем наши умы, чтобы принять и наши сердца, чтобы понять”.
Билл П.
Сентябрь 2004
Введение
Однажды группа людей, практикующих Двенадцать Шагов, совершали прогулку на лодке к острову с названием Спокойствие. Люди на этой лодке были действительно счастливы. Когда лодка вышла из дока, несколько человек на борту заметили Мэри бегущей по улице, старающуюся догнать лодку. Один из людей на лодке сказал: “Черт, она не успеет догнать лодку”. Другой ответил: “Может быть, и нет. Давай, Мэри! Прыгай в воду! Плыви! Плыви! Ты можешь! Ты можешь догнать нас!”
Мэри прыгнула в воду и начала плыть изо всех сил. Она отплыла и стала тонуть. Теперь все на борту, видели, что Мэри борется изо всех сил, и закричали: “Давай, Мэри! Не сдавайся! Отпусти камень!”. С такой поддержкой, Мэри снова поплыла, но вскоре опять начала тонуть. Она уже уходила под воду, когда до неё донеслось, что все кричат: “Мэри, отпусти камень! Отпусти камень и плыви вперед!”.
Мэри смутно осознавала, что-то на шее, но она не могла понять, что. Ещё раз, собрав все силы, она поплыла. Она плыла очень хорошо и даже приблизилась к лодке, но почувствовала, как что-то тяжелое снова тянет её вниз. Она видела, как все люди в лодке протягивали руки и кричали ей, чтобы она продолжала плыть и подсказывали: “Не будь дурой, Мэри! Отпусти камень!”. Тогда она поняла, уходя в третий раз под воду: что-то вокруг шеи – вот что топит её, когда о на хочет догнать лодку. Эта вещь была “камнем”, о котором все кричали: обида, страх, нечестность, жалость, нетерпимость и гнев были лишь частью того, из чего был сделан её “камень”. “Боже, помоги мне избавиться от камня”, взмолилась она. “Сейчас! Избавь меня от него!”. Мэри удалось продержаться наплаву, чтобы распутать некоторые из верѐвок, держащих этот камень на шее. Как только она это сделала, она почувствовала, что её груз уменьшился. Затем, с новой решимостью, она преисполнилась готовностью освободиться. Она разорвала остальные путы, и после освобождения от камня, она была поражена, как легко стало плыть, и вскоре она догнала лодку. Те, кто находились на борту, болели за нее и аплодировали ей. Они говорили, какая она молодец, как здорово снова быть вместе и плыть в лодке в приятной компании. Мэри чувствовала себя прекрасно и уже собиралась немного отдохнуть и расслабиться, когда оглянулась на берег. Там, как ей показалось, она увидела кого-то качающегося на воде, она указала на него другим. Действительно, кто-то пытался догнать лодку, плывя изо всех сил, но без большого успеха. На самом деле, казалось, человек вот-вот утонет.
Мэри огляделась и увидела беспокойство на лицах других людей. Она была первой, кто наклонился за борт, и закричала: “Эй, друг! Отпусти камень!”
Майк делится его опытом отпускания « камня»:
Перед началом описания 4 Шага, Большая Книга говорит нам: «Пьянство было лишь симптомом. Итак, мы должны были разобраться в условиях и причинах». Тщательная инвентаризация показывает эти причины и условия; Пятый Шаг позволяет поделиться ими с Богом и другим человеком, и снять внутреннюю боль, которую они причиняли нам в прошлом.
После окончания моего Пятого Шага я выбросил мою инвентаризацию, но оставил одну страницу, где перечислены мои основные дефекты характера. Этот список пригодится в дальнейшем.
В первый раз, когда я прочитал Шестой Шаг, я думал это значит, что я должен был прийти к какому-то ангельскому состоянию сознания, в котором я должен был стать – и навсегда остаться – “полностью готовым”, чтобы Бог избавил меня от всех моих недостатков. (Я забыл, что А.А. обещает “духовный прогресс, а не духовное совершенство”.)
Книга Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций дала мне правильный ориентир. Шестой Шаг: “Путь АА описывает наилучшую жизненную позицию, которой следует придерживаться, чтобы приняться за ту работу, которая будет продолжаться всю жизнь”. Для меня это означает, что Шестой Шаг делается не один раз; он продолжается в течение всей жизни в выздоровлении. Даже то, что является “наилучшей жизненной позицией» это всегда только начало.
Однажды утром, когда я был в Хазелден Феллоушип Клаб (Hazelden’s Fellowship Club) в Сент-Поле, штат Миннесота, я проснулся очень рано, и понял, что пора заложить это начало. Я вынул список дефектов, прочитал его снова, и задал себе два вопроса: Почему я держусь за это? и Что это когда-нибудь сделало для меня? Я мог выбрать, держаться мне за них, боясь отпустить, но я поступал так в течение многих лет, что и сделало меня алкоголиком. Итак, я встал на колени и произнес молитву Седьмого Шага из Большой Книги, где просил помощи Бога заменить своеволие на Его волю. В Двенадцать на Двенадцать эта замена называется “основным элементом всякого смирения”.
Я пришел в Хазелден лечиться, потому что я был в постоянном состоянии упадка духа и печали.
Тут, популярное в американском АА выражение “sick and tired of being sick and tired” – примерно можно перевести, как “устал быть уставшим”. Имеется в виду хроническое состояние в трезвости, когда алкоголик постоянно печальный, безрадостный, в хронической вялотекущей депрессии. Я считаю, что нам необходим Шестой Шаг, когда мы болеем и устаем быть больными – болеем и устаем от дефектов нашего характера. Алкоголизм является симптомом этих дефектов характера. Мы болеем и устаем от влияния этих дефектов характера, не на наше прошлое, а на наши нынешние жизни.
В этом непрерывном процессе, программа просит нас пойти туда, где никто из нас никогда не был раньше – в жизнь умаления страха, сдерживания гнева, и сокращения обид, подлинной самооценки вместо жалости к себе. Существует, однако, цена: готовность бросить вызов и изменить образ мыслей, речи и поведения, которые, возможно, не менялись в течение десяти, двадцати, тридцати или более лет.